26.04.2024, 03:05
Вы вошли как Гость

МКУК "Оричевская районная ЦБС" 

Разделы

Встреча с краеведом - исследователем Н.В. Шевелёвой

В рамках пятых Сретенских образовательных чтений в библиотеке прошла встреча с краеведом - исследователем Н.В. Шевелёвой. Открыл её отец Николай, настоятель Спас-Талицкого храма. Он рассказал о Святогорце (Симеон Авдиевич Веснин), который был Афонским монахом, а родом из Пищалья. Представляя Надежду Викторовну, батюшка подчеркнул, что её трудами открывается тайна Покровско – Богородицкого монастыря, что действовал в начале прошлого века близ с. Пищалье, на берегу Лопатинского озера.

Пришедшие на встречу узнали, с чего начинались поиски, которые продолжаются уже шестой год. А потом прозвучал пронзительный рассказ о судьбе монахини Серафимы (Клавдии Степановны Мошкиной). Речь Надежды Викторовны – порой тихонечко повествовательно, где-то грустно – до слез, а иногда эмоционально – на высокой ноте. Так может только тот, кто душой врос в дело, которым занимается, воссоздавая историю и проникаясь всем сердцем, сочувствуя и жалея этих многострадальных женщин, которые жизнь свою посвятили Богу. Мне кажется, что Надежда Викторовна сама вместе с ними пережила, перестрадала все тяжести и жестокие испытания, потому и получается у неё донести до людей с глубоким душевным трепетом, с нужной интонацией историю, воссоздаваемую по крупицам.

В этот день мы узнали, что монахиня Серафима родилась в 1884 году, в починке Гурия Хренова, вблизи деревни Мошкина мельница. Окончила 3 класса сельской школы и по тем временам считалась образованной. В 20 лет (1904 год) отправилась на богомолье. И пропала – вполне возможно, что, будучи послушницей, молилась в вятских монастырях. Дальнейший её след обнаруживается уже через 11 лет в имении купца и благотворителя из г. Нолинска А.П. Суслопарова, который духовным завещанием распорядился отдать свою усадьбу, двухэтажный каменный дом и 28 тысяч рублей Вятскому Преображенскому монастырю. В Покровско-Богородицкую женскую общину она поступила, вероятно, в 1918 году, после того, как в Нолинске монастырское подворье было отнято, насельницы изгнаны. И жила здесь до конца 1922 года. А потом, в силу сложившихся исторических событий, монастырь был закрыт.  Изгнанные из монастырей монахини, послушницы вынуждены были скитаться. Если они возвращались в семью, зачастую лишали прав не только их – главных «врагов» колхозного строя и советской власти, но и всю семью преследовали повышенными налогами: «Потому как – монашки в доме».

1930-е годы – это время создания коллективных хозяйств на селе, время, когда по всей стране боролись не только с кулаками-мироедами, но и начался новый, ещё более жёсткий этап богоборчества.

«Мой брат Мошкин Дмитрий Степанович, 1887 года рождения, в 1930 г. на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 1.02. 1930г. был раскулачен. Приговорен, как кулак и арендатор Мошкиной мельницы в Пустошенской волости, Орловского уезда к высылке на спецпоселение за пределы Кировской области – в г. Алапаевск, Уральской области. По окончании срока высылки вернулся и проживает в деревне Мошкины, Оричевского района», - пишет Клавдия Степановна. А 1937 году она была арестована по делу контр-революционной церковно-монархической организации «Вятской епархии Истинно-православной церкви» в составе группы из 41 человека, куда вошли священники, монахини и миряне, главным образом, Оричевского района.

При обыске обнаружено: церковных книг – 2, рукопись церковная – 1, наперсный священнический крест с цепью серебренный – 1, а среди 28 фотографий, фотография Серафима Угличского. Наличие фотографии стало одним из оснований обвинения в неких тайных связях со сторонниками епископа Виктора Островидова и его преемника епископа Серафима Угличского.

 Постановление УНКВД Кировской области от 29.09.1937 г.: «Мошкина Клавдия Степановна, 1884 года рождения, из кулацкой семьи, бывшая монашка, без определенных занятий. Обвиняется в том, что, будучи членом контр-революционной церковно-монархической организации, предоставила свою квартиру для нелегальных явок членов организации с Папыриным (священник села Быстрица А.А.Папырин являлся главным обвиняемым), имела связь с аналогичной церковно-монархической к-р. Организацией в Архангельске.

Постановили: Мошкину Клавдию Степановну – заключить в исправтрудлагерь сроком на 10 лет». Через 30 лет, в сентябре 1967 года она была реабилитирована. А тогда, отсидев свой срок, вернулась в родную деревню Мошкина мельница…

Н.В. Шевелева обратилась к оричанам: «Для чего я выступаю, рассказываю, занимаюсь в архивах? Очень хочу представить документы на новомученичество». Ведь они заслужили это своей праведной жизнью. Судите сами - исходя из собранных документов, из свидетельств очевидцев видно, что доля монахинь была очень тяжелой, но они достойно несли свой крест – никого не оговаривали, были чисты и целомудренны, смирились с испытаниями, которые выпали на их долю.

И, конечно же, хочется в очередной раз обратиться к оричанам – если что-то слышали, знаете о судьбах монахинь или послушниц Покровско-Богородицкого монастыря, пожалуйста, позвоните Надежде Викторовне по телефону 8 962 897 8278

 

Н. Шевелёва, исследователь-краевед

Г. Замятина, зав. отделом обслуживания ЦРБ им. Л. Ишутиновой

 

Дата: 2019-02-26 11:13:46 | Просмотров: 483
...
Меню сайта
Статистика
Яндекс.Метрика

Библиотека им. Л. Ишутиновой© 2016